Подключение коллекторного двигателя переменного тока



 Уважаемые посетители!!!

Мы вновь возвращаемся в мир занимательного —  как электротехника, так как считаю, что эти знания нам просто всем необходимы в нашей повседневной жизни.  

Подключение однофазного коллекторного двигателя — переменного тока

В этой теме необходимо понять, — как именно подключается однофазный коллекторный двигатель переменного тока, допустим, после его ремонта.   Электрическая схема рис.1  дает нам представление о характере электрических соединений, то-есть, здесь мы можем заметить, что две обмотки статора электродвигателя в электрической цепи состоят в последовательном соединении, а две обмотки ротора электродвигателя относительно внешнего источника напряжения — соединены параллельно и электрическая цепь для данного примера замыкается на обмотках ротора электродвигателя. 609ba928d9d4[1]

рис.1

Кто разбирал из нас бытовые  потребители электроэнергии как:

  • пылесос;
  • электродрель

и далее, со мной согласятся, что для  электрической схемы \рис.1\ недостает еще одного элемента — конденсатора.   Следовательно, к данному названию типа двигателя можно еще добавить такое название как конденсаторный электродвигатель.   Если следовать логическому мышлению, то конденсатор в схеме электродвигателя в обязательном порядке соединяется с пусковой обмоткой статора, который служит для первоначального сдвига ротора.    Соответственно мы пришли к выводу, что конденсатор  непосредственно должен состоять в последовательном соединении с пусковой обмоткой.     Для примера, приведена схема однофазного двигателя с рабочей и пусковой обмотками  статора, где  сопротивление на каждой обмотке будет принимать свое значение \рис.2\.  Shema_podklucheniya_dvigatelya[1]

рис.2 

В зависимости от типов асинхронных  двигателей и их применения \рис.3\,  существуют следующие схемы подключения к однофазной сети:

part3-64[1]

рис.3

а) омический сдвиг фаз, биффилярный способ намотки пусковой обмотки;

б) емкостной сдвиг фаз с пусковым конденсатором;

в) емкостной сдвиг фаз с пусковым и рабочим конденсатором;

г) емкостной сдвиг фаз с рабочим конденсатором.

В схемах указаны следующие обозначения:

  • А — рабочая обмотка;
  • В — пусковая обмотка;
  • Ср — рабочий конденсатор;
  • Сп — пусковой конденсатор.

Перед подключением коллекторного однофазного двигателя, необходимо определить:

  • рабочую;
  • пусковую

обмотки статора.   Конденсатор,  с  его номинальными значениями по емкости и напряжению, и  соответствующими данными для определенного типа двигателя,  следует подключать к пусковой обмотке статора — последовательно.   Сопротивление обмоток статора принимает следующие средние значения:

  • рабочая обмотка 10-13 Ом;
  • пусковая обмотка 30-35 Ом;
  • общее сопротивление обмоток 40-45 Ом,

— для некоторых видов бытовой техники.   Выполняя замеры сопротивлений на выводах проводов обмоток статора   можно определить пусковую обмотку с ее средним значением.    То-есть,  сопротивление пусковой обмотки принимает среднее значение между рабочей обмоткой и общим сопротивлением двух обмоток — рабочей и пусковой.

Управление коллекторным двигателем — без реостата

Для управления коллекторным двигателем — без реостата, вполне подойдет пакетный переключатель, с помощью которого осуществляется переключение контактной группы —  в  переключателе \рис.4\. pp2-16shema[1]

рис.4

В этом примере, в зависимости от переключения позиции,  будет изменяться направление вращения ротора электродвигателя, работа осуществляется с  постоянной скоростью и оборотами двигателя, изменяется только полярность обмоток статора.

 

05611[1] 

переключатель кулачковый пакетный

Для управления скоростью вращения ротора электродвигателя,  можно воспользоваться симисторным регулятором скорости вращения.   Данное электроустановочное изделие как и все остальные, подбирается с учетом номинальных значений по силе тока и напряжению,  — учитывается подключаемая нагрузка \мощность потребителя электрической энергии\.

0004-001-Moschnost-elektricheskogo-toka-rabota-kotoruju-sovershaet-tok-za[1]

рис.5

Мощность потребителя, как наглядно видно из формулы \рис.5\,  это произведение силы тока и напряжения.   Для чего вообще необходимо проводить преварительные вычисления?   Нагрузка, как известно нам, подключается через автомат защитного отключения.   Чтобы установить и подключить автомат защитного отключения, принимается во внимание расчет по силе тока нагрузки \рис.6\.0f7da66da8cafb21e75b82ed6ad605a5[1]

рис.6

vr25[1]

симисторный регулятор скорости вращения электродвигателя

В кратце, чтобы представить —  что из себя представляет симисторный регулятор,  опять-же нужно вспомнить основы электроники.    Симистор, состоящий в схеме управления, выполняет функцию регулирующего элемента — для питания электродвигателя \рис.7\.

vrs-ttx2[1]

 рис.7

На рисунке показаны выводы симистра:

  • A1;
  • A2;
  • G.

При поступлении импульса на вход G — симистор открывается \рис.8\,  то-есть,  выполняет роль электронного ключа — для питания электродвигателя.

washing_motor_4[1]

На фотоснимке показано изображение электронного модуля управления.   Электронный модуль управления встречается в стиральных машинах-автомат, работающих в заданом, автоматическом режиме.

 254297b[1]

электронный модуль управления стиральной машины индезит

 Подключение коллекторного двигателя — через реостат

111-1-29[1]

 рис.9

В этом схематическом изображении \рис.9\ показано подключение нагрузки к выводным клеммам генератора через реостат.   Нагрузкой здесь является электрическая лампа накаливания.   Реостат в электрической схеме состоит в последовательном соединении, нагрузка \лампочка\ соединена в схеме параллельно.   Таким-же образом, вместо данной нагрузки можно подключить коллекторный двигатель, работающий от источников электрической энергии, таких как:

  • генератор переменного тока;
  • генератор постоянного тока

либо от внешнего источника энергии, то-есть, от электрической сети.   При подключении коллекторного двигателя нужно принимать во внимание электрическую схему обмоток статора, тип двигателя, как допустим для следующей схемы \рис.10\.

dv12[1]

 рис.10

Электрическая схема представляет из себя схему универсального коллекторного двигателя, где двигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока.

В свое время мною было изготовлено определенное количество электрических наждаков, электрические двигатели монтировались на платформу с последующим подключением, на вал ротора закреплялась насадка для установки наждачного круга, поэтому, в своей практике приходилось подключать различные типы электродвигателей.full_97c5f2f6f1abefd7edbac5ffaff83d66[1]

 наждачный круг

Приведенный пример \по электрическим наждакам\, — тема довольно-таки тоже занимательная и полезная для наших бытовых нужд. 

  Остается пожелать Вам успешного проведения ремонта для различных видов  бытовой техники.

 





Комментариев к статье: 13
  • 02.08.2015 в 21:13
    ссылка

    Статью писал технически не граматный дебил, схема бесколекторного двигателя а описание колекторного и наоборот.

    • 03.08.2015 в 04:50
      ссылка

      Здравствуйте электрик. Какие схемы Вы подразумеваете с названиями: «безколлекторный и коллекторный двигатели»? По схемам дается пояснение подключения обмоток коллекторного двигателя. Представляться нужно не электриком, а указывать свое имя. У меня, к примеру, имеется имя, отчество и фамилия — Виктор Георгиевич Повага. Проживаю в Сибири, работаю по договору с Яндекс.Директ.
      В следующий раз, если от Вас поступит подобное письмецо, я обращусь в интернет-компании для Вашего розыска и затем, — перед судом будете доказывать «кто я такой».
      Всего Вам доброго «электрик».

  • 02.09.2015 в 22:22
    ссылка

    Виктор Георгиевич ! Большое спасибо за полезную статью.

  • 14.09.2015 в 12:30
    ссылка

    Здравствуйте. Я электрике ничего не понимаю, но мне нужно подключить электромотор постоянного тока ИП-22, в обычную сеть

    • 15.09.2015 в 05:41
      ссылка

      Здравствуйте. В своей практике я не встречал такой тип электродвигателя ИП-22. Не пойму Вас о чем здесь идет речь — о пожарном извещателе ИП-22 или о электродвигателе? Укажите техническую характеристику на ваш электродвигатель и страну-производитель, чтобы я смог сориентироваться по вашему вопросу.

  • 11.11.2015 в 13:59
    ссылка

    Добрый день, Виктор! Подскажите будет ли регулировать скорость вращения коллекторного двигателя УЛ-062-УХЛ4 симисторный преобразователь без снижения момента на валу? С этим вопросом справляются частотные преобразователи, но применение их для управления данной моделью двигателя не допустимы.

    • 13.11.2015 в 17:19
      ссылка

      Приветствую Валентин. Скоростью вращения универсального коллекторного двигателя можно управлять симисторным регулятором мощности. Симисторный преобразователь можно понимать как симисторный стабилизатор напряжения.

  • 09.01.2016 в 14:08
    ссылка

    Боюсь обидеть автора, но по моему, действительно с названиями типов двигателя путаница. Коллекторный и однофазный асинхронный — два разных типа двигателей. Конденсатор в коллекторном двигателе если и присутствует, то как не обязательный, в принципе, элемент. Чаще всего, иногда в сочетании с дросселями, для защиты сети от создаваемых двигателем помех (фильтр). Сам двигатель без конденсатора будет работать, можно лишь поспорить об эффекте искрогашения. Поэтому называть коллекторный двигатель конденсаторным — вводить в заблуждение. В асинхронном однофазном двигателе конденсатор служит для сдвига ФАЗЫ в пусковой обмотке. Без него — сдвига фазы, ротор действительно не начнет вращаться. После раскрутки до оборотов, близких к номинальным, двигатель будет работать и без пусковой обмотки, но с существенно меньшим вращающим моментом. Сдвига фазы можно достичь и другими путями — с помощью индуктивности или активной нагрузки. Вот тогда он и не будет асинхронным двигателем с КОНДЕНСАТОРНЫМ пуском (в этом конкретно случае).

  • 09.01.2016 в 18:48
    ссылка

    Боюсь обидеть автора, но с названиями электродвигателей в самом деле путаница. В коллекторном электродвигателе конденсатор не является необходимым элементом. В цепи питания коллекторного электродвигателя может стоять конденсатор, часто в сочетании с индуктивностями, но это для защиты сети от помех, создаваемых коллектором двигателя (фильтр). Для работы двигателя он не обязателен. Можно поспорить только по поводу необходимости его для искрогашения. Поэтому называть коллекторный электродвигатель конденсаторным – не правильно. В асинхронном «однофазном» двигателе конденсатор в цепи пусковой обмотки служит для сдвига фазы в ней. И тоже это только вариант, правда, наиболее распространенный. Сдвига фазы можно достичь включением в цепь пусковой обмотки индуктивности или активного сопротивления. Так что уместнее говорить о конденсаторном пуске асинхронного электродвигателя в однофазной сети. Двигатель при этом правильнее назвать двухфазным. Одна фаза из сети, вторая искусственно сдвинутая. После пуска при достижении двигателем оборотов, близких к номинальным, пусковую обмотку можно отключить, двигатель будет работать, однако вращающий момент его будет существенно меньше.

    • 10.01.2016 в 10:19
      ссылка

      Здравствуйте. Здесь я в общем-то поторопился высказать свое мнение, назвав коллекторный двигатель конденсаторным. Приятно было пообщаться с вами. С прошедшими праздниками вас.

  • 15.01.2016 в 12:02
    ссылка

    Подскажите как подключить двигатель ул-062 к сети 220

    • 16.01.2016 в 11:41
      ссылка

      Здравствуйте. Я не нашел схему на данный электродвигатель. Если верить той информации, которую мне удалось найти в интернете, то подключение двигателя (УЛ-062) выглядит следующим образом: к выводам контактов (на клеммной колодке) О1Я2 и С1Ш2 подключается переменное напряжение 220 Вольт, на другие два вывода контактов устанавливается перемычка (отрезок провода). Перед подключением, рекомендую проверить работу электродвигателя малым напряжением.

  • 29.01.2016 в 19:50
    ссылка

    На клемной колодке 6 выводов, бывает и 8. Что куда подсоединять

Comments are closed.