Как сделать наждак-с регулятором оборотов-для коллекторного двигателя
Уважаемые посетители!!!
На фотоснимках показано изображение коллекторного двигателя, срок эксплуатации которого, как Вы можете заметить, довольно таки большой (фото 1). Данный двигатель предназначался для лабораторных работ по физике в школе, — где я работал в качестве электро-технолога персонала и выполнял свою работу в электроустановках до 1000 В.
Коллекторный электродвигатель переменного тока, как и многие приборы для проведения лабораторных работ, был списан и находился в нерабочем состоянии, а именно, в коллекторном двигателе отсутствовала одна графитовая щетка по причине механического повреждения корпуса (фото 9), также отсутствовал электрический шнур для подключения. Электродвигатель малогабаритный, удобный для пользования в быту. Мною было принято решение отремонтировать двигатель, привести его в рабочее состояние. Что из этого получилось, Вы увидите сами.
Разборка электродвигателя
Думаю, Вы не будете возражать, если вместо слова «коллекторный электродвигатель» мною будут вписаны в пояснении такие слова как «двигатель» или «электродвигатель».
фото 1
Все коллекторные электродвигатели по своему основному устройству никакого различия не имеют. Разница таких двигателей состоит лишь в их мощности, скорости вращения ротора, в номинальном напряжении и роде тока, — переменного, либо постоянного. Считаю, что изложенная тема для Вас будет наглядным практическим пособием по ремонту таких электроинструментов как:
- болгарка;
- дрель;
- перфоратор;
- строительный фен
и далее. Итак, приступаем к разборке двигателя для его осмотра и ремонта.
Конструкция двигателя простая. Откручиваем четыре болта (фото 1), затем, отсоединяем двигатель от платформы, на которой он был установлен (фото 2).
фото 2
На краю платформы установлен реостат с ручной регулировкой скорости вращения ротора электродвигателя (фото 2, слева).
Подключение через конденсатор
К схеме двигателя подключены два параллельно соединенных конденсатора (в одном корпусе). Сетевой шнур для подключения к конденсатору — отсутствовал, то-есть, был отрезан (фото 3, с правой стороны).
фото 3
Как припаять два провода сетевого шнура к контактам конденсатора, — пояснять не имеет смысла (фото 4). Все необходимое, по работе с паяльником, Вы сможете найти в этом сайте.
фото 4
Далее, убираем верхнюю крышку корпуса, в котором помещен электродвигатель и обращаем внимание на состояние ламелей (пластин) коллектора. В каком состоянии находятся пластины коллектора, — пояснений также не требуется (фото 5). В этом примере, необходимо равномерно снять имеющиеся шероховатости на коллекторе, иными словами, проделать небольшой ремонт.
Ремонт коллектора электродвигателя
Для удаления шероховатостей с пластин коллектора желательно воспользоваться мелкой наждачной бумагой (фото 5). Прикладываем наждачную бумагу к коллектору и при этом, вручную вращаем ротор электродвигателя.
фото 5
Здесь, главное, не переусердствовать со шлифовкой. Немного зачистили пластины и достаточно, как это показано на очередном фотоснимке (фото 6).
фото 6
Электродвигатель, как Вы обратили свое внимание, 1968 года выпуска. Подшипники находились в абсолютно сухом состоянии (фото 7).
Чем смазать подшипник электродвигателя
Так как мне иногда приходится заниматься техническим обслуживанием электродвигателей, мною была применена качественная смазка для подшипников Mintex CeraTec.
фото 7
При нанесении смазки на подшипник, нужно периодически проворачивать вал ротора, для качественного распределения смазки (фото 8).
фото 8
Замена графитовых щеток
Одна из графитовых щеток отсутствовала по причине механического повреждения корпуса, где непосредственно она закреплялась (фото 9).
фото 9
Из моих запасов была подобрана почти такая же щетка, которую немного пришлось обработать напильником, чтобы она подходила к внутренним размерам щеткодержателя. Также, была чуть длинноватая пружинка для щетки, небольшой отрезок которой был удален бокорезом.
Сам щеткодержатель, который виден в разломанном проеме (фото 9), имеет отличие от современных щеткодержателей, применяемых в современных электроинструментах. Данный щеткодержатель выполнен из металла, а к самому щеткодержателю припаян провод.
фото 10
Для установки щетки, в пружинку был вставлен «керамический изолятор для спирали», — в качестве опоры. Для воздействия пружинки на щетку, отверстие заклеено отрезком тонкого картона клеем «Монолит».
Электродвигатель с регулировкой оборотов
Теперь, нам нужно подсоединить провода к контактам реостата, контакты которых указаны в двух фотоснимках (фото 11, фото 12).
фото 11
Обычно, сетевой шнур может состоять из трех проводов (фаза, нейтраль, земля). чтобы не допустить ошибки при подключении сетевого шнура к электродвигателю и к реостату, предварительно нужно прозвонить провода пробником. Итак, нам нужно подключить электродвигатель через реостат. Как это выполнить?
Как подключить реостат
На фотоснимке показано, куда нужно подсоединить провода (фото 12).
фото 12
Для начала, надо определиться, в каком месте необходимо аккуратно разрезать изоляцию электрического шнура (фото 13), чтобы вынуть любой провод (кроме провода заземления).
фото 13
Отделенный провод (от остальных проводов) разрезается ножницами. С двух концов разрезанного провода удаляется изоляция по необходимой длине. Затем, один конец провода поступающий от электрической вилки, соединяется с контактом намотанной спирали реостата. Второй конец провода соединяется с контактом ползунка. В качестве спирали, в реостатах используется нихром.
Проверка коллекторного двигателя
После ремонта, перед подключением электродвигателя, необходимо проверить на сопротивление общую схему двигателя (фото 14).
фото 14
Как проверить схему, полагаю, подробно описывать не требуется. При установке ползунка реостата в одном крайнем положении, — измерительный прибор показывает сопротивление 393 Ом, при другом крайнем положении ползунка, — измерительный прибор показывает на дисплее 101 Ом.
Это будет означать, что электрические соединения выполнены правильно, короткое замыкание не наблюдается. Теперь необходимо заняться лужением концов медных проводов.
Лужение медных проводов
На двух фотоснимках (фото 15) показаны луженые концы проводов в виде петли, для их соединения с контактами реостата.
фото 15
И окончательный вид работы, это монтаж проводов, то-есть, крепление их к платформе электродвигателя. Здесь, дополнительно мною был установлен предохранитель (фото 16, справа).
фото 16
Правка и заточка ножей
Если сравнить два фотоснимка, первый фотоснимок в начале темы с последним фотоснимком (фото 17), Вы можете заметить, что электродвигатель закреплен в удобном положении для правки и заточки ножей.
фото 17
Насадка из дерева вырезана на токарном станке под выступающий вал ротора, которая крепится с помощью гайки. На деревянной насадке, двумя капельками клея «Монолит» приклеена наждачная мелкозернистая шкурка. Электродвигатель опробован в действии. В результате, круг с мелкозернистой шкуркой позволяет не наносить царапины на лезвии ножа, а править лезвие с одновременной заточкой.
К валу ротора можно приспосабливать специальные насадки, допустим, для художественной обработки камня, янтаря металла и так далее, — на что позволит собственная фантазия.
Если появятся у Вас вопросы по подключению реостата к коллекторному двигателю переменного тока, могу дополнительно внести в эту тему — схему подключения.
На этом пока все. Следите за рубрикой.