Устройство генератора авто-его электрическая схема, принцип работы
Уважаемые посетители, всем привет !!!
В этой теме Вы ознакомитесь с автомобильным генератором, на примере ваз 2115, то-есть, с его устройством, принципом работы, с электрической схемой и пояснением, которое будет дано к схеме.
В беседе со своими друзьями, каждый из нас объяснял что-то свое в том смысле, как именно следует правильно называть автомобильный генератор, — генератор переменного тока или же генератор постоянного тока. Если автомобильный генератор вырабатывает переменный ток, то каким образом ток будет питать потребители авто? Возникает вопрос, как правильно следует относить название генератора, к переменному или к постоянному?
Правильные ответы на различные вопросы, касающиеся автомобилей, Вы можете найти в соответствующей технической литературе. В настоящее время на автомобилях получили широкое распространение генераторы переменного тока. Впрочем, это можно понять по самой электрической схеме генератора.
Устройство автомобильного генератора
На этом рисунке, устройстве автомобильного генератора, расписано все подетально, — что и где находится.
Рассмотрим по позициям, что и как здесь устроено. Начнем с вала генератора. На валу генератора напрессованы:
- передний подшипник вала ротора (15);
- втулка ротора (23);
- полюсные наконечники ротора (21);
- втулка подшипника (26) вместе с задним подшипником вала ротора (25);
- изоляционные втулки, на которые напрессованы контактные кольца (27).
На роторе, между втулкой (23) и полюсными наконечниками ротора (21), на самой втулке, намотана обмотка возбуждения ротора (24). Два конца провода обмотки возбуждения ротора соединены с контактными кольцами (изолированными друг от друга). Напряжение снимается с контактных колец за счет прикасания щеток, установленных в щеткодержателе (28). Одна щетка автомобильного генератора соединена с корпусом генератора (массой), а вторая щетка соединена с выводом Ш. Дальнейшее пояснение будет дано по электрической схеме генератора.
Принцип работы автомобильного генератора
Принцип работы автомобильного генератора простой, — как и для всех электрических машин, как их принято называть в целом. Первоначально, при запуске автомобильного двигателя, обмотка возбуждения генератора получает питание от аккумуляторной батареи 5 (рис. 3) и в дальнейшем, во время работы двигателя, данная обмотка питается от выпрямителя 2 (рис. 3). Здесь возникает вопрос: Почему обмотка возбуждения (см. рис. 3) во время работы двигателя получает питание от выпрямителя (2)?
рис. 1
Привод автомобильных генераторов осуществляется от коленвала двигателя, способом ременной передачи. При вращении ротора магнитные силовые линии обмотки возбуждения пересекают обмотку статора, тем самым, в обмотке статора наводится электродвижущая сила — ЭДС. Таким образом, на концах обмоток статора изначально выдается переменное напряжение, которое впоследствии преобразовывается в постоянное, — за счет блока кремниевых диодов выпрямителя тока (позиция 2, рис. 3) и соответственно получается, что обмотка возбуждения ротора (при работе автомобильного двигателя) получает питание от выпрямителя.
Схема автомобильного генератора
Рассмотрим по позициям (рис. 2), из чего состоит схема:
- генератор переменного тока;
- ротор;
- обмотки статора, соединенные по схеме «звезда»;
- блок диодов выпрямителя;
- выключатель зажигания;
7. регулятор напряжения;
М-масса.
Как Вы заметили, в схеме пропущена шестая позиция, — это аккумуляторная батарея. Данная схема автомобильного генератора мною взята из интернета, с которой я не полностью согласен, в отношении позиций (2) и (7). Если далее пояснять, с чем я не согласен, то это будет выглядеть как неверное пояснение.
Рассмотрим другую схему из моих законспектированных записей, по которой можно дать более объективное пояснение. Итак, в схеме (рис. 3) автомобильного генератора переменного тока расставлены следующие пронумерованные позиции:
1-обмотка статора;
2-блок кремниевых диодов выпрямителя тока;
3-выключатель зажигания;
4-регулятор напряжения;
5-аккумуляторная батарея;
6-масса;
7-щетка;
8-контактные кольца.
Между контактными кольцами расположена обмотка возбуждения ротора, то-есть, концы обмотки припаяны к контактным кольцам. Один конец обмотки контакта (7) соединен с массой автомобиля, второй конец обмотки возбуждения (8) соединен с регулятором напряжения (4).
Причем здесь два контакта с обозначением Ш, которые указаны в схеме рис.2 ? Вот именно с этим я и не согласен. Как объяснить, где здесь обмотка возбуждения ротора? Как объяснить, с чем соединена обмотка ротора по данной схеме?
Продолжим пояснение схемы (рис. 3). Генератор, как мы видим по схеме, имеет три вывода. Вывод Ш от щетки (8) соединен с выводом Ш регулятора напряжения (4), корпус регулятора напряжения соединен с массой. Провод от анодной группы выпрямителя (2) с отрицательной полярностью соединен с массой. Провод от катодной группы с положительной полярностью этого же выпрямителя соединен с нагрузкой, далее через разветвление, с аккумуляторной батареей и выключателем зажигания.
Каждая отдельная фаза от концов обмоток статора, обмотки которой соединены «звездой», присоединены к блоку кремниевых диодов выпрямителя, где каждая фаза соединена между двумя диодами с разной полярностью.
рис. 3
По схеме автомобильного генератора переменного тока и его принципу работы в общем то все должно быть понятно. Пояснение для этой схемы дано на основании прочитанной технической литературы и законспектированных материалов. Более подробно описывать содержание, допустим, принципа работы блока выпрямителя, — это получится в целом не тема, а что-то иное.
Неисправности генератора
На двух фотоснимках (фото 1) показаны щетки и реле-регулятор генератора.
фото 1
Причин неисправности автомобильного генератора можно назвать несколько, это:
- износ щеток;
- перегорание обмотки возбуждения ротора;
- перегорание одной из обмоток статора;
- межвитковое замыкание в любой из обмоток (ротора, статора);
- разрыв в месте соединения провода (обмотки возбуждения) с контактным кольцом
и прочие неисправности, допустим, износ подшипников.
На этом пока все. Следите за рубрикой.