Как включается стартер, неисправности стартера-автомобиля зил 130



 Уважаемые посетители, всем привет!!!

В этой теме мною будет рассказано об электрической схеме стартера (автомобиля ЗИЛ 130), об его устройстве и далее.

Что из себя представляет стартер какого либо грузового или легкового автомобиля?  Автомобильные стартеры различаются по своей конструкции, а в целом, если можно так выразиться, это тяговые электродвигатели постоянного тока и в зависимости от их предназначения (для какого-либо автомобиля), стартеры отличаются:

  • схемой соединений обмоток,
  • механизмом привода управления

и сечением провода в обмотке возбуждения  (по обмотке якоря будет отдельное пояснение).   Для пуска  автомобиля ЗИЛ 130 на двигателе установлен стартер СТ 130-АЗ.  Необходимый материал мною был подобран в интернете и  мне остается дать Вам свое пояснение по пронумерованным указателям, —  для конструкции стартера и его электрической схемы.

  max-20100607123436151[1]

Устройство стартера

 

555844763[1]

Для начала ознакомимся с чертежами (рис. 1) конструкции стартера СТ130-АЗ,  узлом муфты свободного хода и с электрической схемой стартера:

1-неподвижный контакт тягового реле;

2-подвижный контакт;

3-тяговое реле;

4-якорь тягового реле;

5-регулировочный винт-гайка;

6-рычаг включения стартера;

7-винт для регулировки хода зубчатого колеса;

8-крышка стартера со стороны привода;

9-упорное кольцо;

10-зубчатое колесо стартера;

11-муфта свободного хода;

12-вал якоря;

13-муфта;

14-корпус;

15-якорь;

16-коллектор;

17-крышка со стороны коллектора;

18-щетка;

19-обмотка возбуждения;

20-магнитный полюс;

21-аккумуляторная батарея;

22-генератор;

23-реле включения;

24-контакты;

25-удерживающая обмотка;

26-втягивающая обмотка;

27-контактный диск;

28-контакты выключателя;

29-регулятор напряжения;

30-выключатель зажигания;

31-втулка;

32-кожух;

33-ступица;

34-обойма;

35-ролик;

36-плунжер;

37-пружина;

В и Ш-выводы.

 pic-113[1]

 рис. 1

Теперь рассмотрим устройство якоря автомобильного стартера:

6161c_800[1]

фото 1

Обмотка якоря стартера (фото 1) выполнена не в виде медной проволоки, данная обмотка состоит из секций медной ленты.  Медная лента заложена в пазы магнитопровода якоря, а концы медной ленты соединены с ламелями, то-есть, с пластинами коллектора.  Пластины коллектора изолированы между собой миканитовой прокладкой обладающей изоляционными свойствами.  Скольжение вала якоря осуществляется в бронзографитовых втулках, которые установлены в крышках, —  со стороны привода и со стороны коллектора (8; 17).  Далее, пояснение будет иметь отношение к самой схеме стартера.

 Схема стартера

Так называемый — щеточный узел стартера (фото 2), состоит из четырех графитовых щеток установленных в щеткодержателях.  Если внимательно посмотреть  по схеме, можно заметить, что две щетки имеют общее соединение с массой автомобиля, а две другие щетки изолированы от корпуса (массы автомобиля) и два провода этих щеток соединены в один провод.

 

12dc6_800[1]

 

фото 2

Провод, который состоит в соединении с двумя щетками (фото 2), соединяется с одним концом обмотки возбуждения (19).  Катушки обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, как это видно по самой электрической схеме и на фотоснимке (фото 3).

114510[1]19070180[1]

фото 3

 Из фотоснимка можно понять, что четыре катушки обмотки возбуждения намотаны на четырех магнитных полюсах (20).

По данному фрагменту схемы (рис. 2) дается пояснение для якоря тягового реле (4), на котором установлен контактный диск (27), с  помощью которого происходит замыкание и размыкание цепи.

image035[1]

рис. 2

На сердечнике якоря тягового реле (4) намотаны две обмотки, это удерживающая (25) и втягивающая (26) обмотки.

Как включается стартер

Многие из нас работали или продолжают работать водителями на грузовых автомобилях и знают, каких усилий требуется, чтобы завести автомобиль в зимнее холодное время, если автомобиль к примеру простоял в неотапливаемом гараже или на улице (возле Вашего дома).

Известно, что трансмиссионное масло (нигрол) применяемое для редуктора моста или моторное масло для двигателя имеют свойство застывания на морозе, что неблагоприятно сказывается при пуске двигателя.  В этом примере, опытный водитель знает, как разогреть поддон картера двигателя или как разогреть редуктор моста, — для облегчения пуска двигателя.

Рассмотрим пуск автомобильного двигателя при благоприятных погодных условиях:

Постараюсь объяснить все коротко и понятно (смотрим по схеме рис. 1, б).  При замыкании ключа или же, выключателя зажигания (30), ток от АКБ (21) поступает на обмотку возбуждения и на обмотку якоря (15; 19).  Тем самым, создаются магнитные потоки как для обмотки возбуждения так и для обмотки якоря.  Магнитные потоки, создаваемые в обеих обмотках, — приводят во вращение якорь.

Чтобы ток поступил на обмотки стартера, при включении выключателя зажигания, одновременно при этом срабатывает реле включения (23) с помощью которого замыкается цепь на контактах (24).  Далее, замыкаются контакты выключателя (28) за счет якоря тягового реле (4), — на котором расположены втягивающая (26) и удерживающая (25) обмотки.  Реле включения и якорь тягового реле срабатывают по принципу электромагнита.

Подробно описывать, как входит в зацепление зубчатое колесо стартера (10) с зубчатым венцом маховика коленчатого вала, — нет смысла.  Достаточно и так все понятно по чертежу стартера.

Неисправности стартера

Что касается конкретно по неисправностям стартера, то к таким неисправностям можно отнести:

1. перегорание, либо межвитковое замыкание в одной из обмоток возбуждения;

2. нарушение изоляции между ламелями коллектора;

3. замыкание обмотки возбуждения на корпус стартера;

4. замыкание между обмоткой якоря и сердечником якоря;

5. окисление, подгорание контактов (смотреть по электрической схеме)

и далее, допустим механическое повреждение ламелей (пластин) коллектора.

Как проверить стартер

На представленных рисунках (3; 4; 5; 6) наглядно показано, — как проводится диагностика (проверка) стартера.159[1]

 

рис. 3

В этом примере,  проводится проверка обмотки якоря (рис. 3) способом замера сопротивления  между пластинами коллектора.

0e34e600e62e1c87002ffdcfdd6a0273[1]

рис. 4

Здесь,  прибором Омметром определяется наличие либо отсутствие замыкания между обмоткой и сердечником якоря (рис. 4).

161[1]

рис. 5

И на последнем рисунке показано, как следует правильно проводить проверку  обмотки возбуждения стартера  (рис. 5).  То-есть, проверяется наличие, либо отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус.

На этом пока все.  Следите за рубрикой.