Устройство генератора авто-его электрическая схема, принцип работы



Уважаемые посетители, всем привет !!!

В этой теме Вы ознакомитесь с автомобильным генератором, на примере ваз 2115, то-есть,  с его устройством, принципом работы, с электрической схемой и пояснением, которое будет дано к схеме.

В беседе со своими друзьями, каждый из нас объяснял что-то свое в том смысле, как именно следует правильно называть автомобильный генератор, — генератор переменного тока или же генератор постоянного тока.  Если автомобильный генератор вырабатывает переменный ток, то каким образом ток будет питать потребители авто?  Возникает вопрос, как правильно следует относить название генератора, к переменному или к постоянному?

Правильные ответы на различные вопросы, касающиеся автомобилей, Вы можете найти в соответствующей технической литературе.  В настоящее время на автомобилях получили широкое распространение генераторы переменного тока.  Впрочем, это можно понять по самой электрической схеме генератора.

657695[1]

Устройство автомобильного генератора

На этом рисунке, устройстве автомобильного генератора, расписано все подетально, — что и где находится.

generator2[1]

Рассмотрим по позициям, что и как здесь устроено.  Начнем с вала генератора.  На валу генератора напрессованы:

  • передний подшипник вала ротора (15);
  • втулка ротора (23);
  • полюсные наконечники ротора (21);
  • втулка подшипника (26) вместе с задним подшипником вала ротора (25);
  • изоляционные втулки, на которые напрессованы контактные кольца (27).

На роторе, между втулкой (23) и полюсными наконечниками ротора (21), на самой втулке, намотана обмотка возбуждения ротора (24).  Два конца провода обмотки возбуждения ротора соединены с контактными кольцами (изолированными  друг от друга).  Напряжение снимается с контактных колец за счет прикасания щеток, установленных в щеткодержателе (28).  Одна щетка автомобильного генератора соединена с корпусом генератора (массой), а вторая щетка соединена с выводом Ш.  Дальнейшее пояснение будет дано по электрической схеме генератора.

Принцип работы автомобильного генератора

Принцип работы автомобильного генератора простой, — как и для всех электрических машин, как их принято называть в целом.  Первоначально, при запуске автомобильного двигателя, обмотка возбуждения генератора получает питание от аккумуляторной батареи 5 (рис. 3) и в дальнейшем, во время работы двигателя, данная обмотка питается от выпрямителя 2 (рис. 3).  Здесь возникает вопрос: Почему обмотка возбуждения (см. рис. 3) во время работы двигателя получает питание от выпрямителя (2)?

140076006_7[1]

рис. 1

Привод автомобильных генераторов осуществляется от коленвала двигателя, способом ременной передачи.  При вращении ротора магнитные силовые линии обмотки возбуждения пересекают обмотку статора, тем самым, в обмотке статора наводится электродвижущая сила — ЭДС.  Таким образом, на концах обмоток статора изначально выдается переменное напряжение, которое впоследствии преобразовывается в постоянное, — за счет блока кремниевых диодов выпрямителя тока (позиция 2, рис. 3) и соответственно получается, что обмотка возбуждения ротора (при работе автомобильного двигателя) получает питание от выпрямителя.

Схема автомобильного генератора

Рассмотрим по позициям (рис. 2), из чего состоит схема:

  1. генератор переменного тока;
  2. ротор;
  3. обмотки статора, соединенные по схеме «звезда»;
  4. блок диодов выпрямителя;
  5. выключатель зажигания;

7.  регулятор напряжения;

М-масса.

Как Вы заметили, в схеме пропущена шестая позиция, — это аккумуляторная батарея.  Данная схема автомобильного генератора мною взята из интернета, с которой я не полностью согласен, в отношении позиций (2) и (7).  Если далее пояснять, с чем я не согласен, то это будет выглядеть как неверное пояснение.

sjem_gen_ustan_2[1]

Рассмотрим другую схему из моих законспектированных записей, по которой можно дать более объективное пояснение.  Итак, в схеме (рис. 3) автомобильного генератора переменного тока расставлены следующие пронумерованные позиции:

1-обмотка статора;

2-блок кремниевых диодов выпрямителя тока;

3-выключатель зажигания;

4-регулятор напряжения;

5-аккумуляторная батарея;

6-масса;

7-щетка;

8-контактные кольца.

Между контактными кольцами расположена обмотка возбуждения ротора, то-есть, концы обмотки припаяны к контактным кольцам.  Один конец обмотки контакта (7) соединен с массой автомобиля, второй конец обмотки возбуждения (8) соединен с регулятором напряжения (4).

Причем здесь два контакта с обозначением Ш, которые указаны в схеме рис.2 ?  Вот именно с этим я и не согласен.  Как объяснить, где здесь обмотка возбуждения ротора?  Как объяснить, с чем соединена обмотка ротора по данной схеме?

Продолжим пояснение схемы (рис. 3).  Генератор, как мы видим по схеме, имеет три вывода.  Вывод Ш от щетки (8) соединен с выводом Ш регулятора напряжения (4), корпус регулятора напряжения соединен с массой.  Провод от анодной группы выпрямителя (2) с отрицательной полярностью соединен с массой.  Провод от катодной группы с положительной полярностью этого же выпрямителя соединен с нагрузкой, далее через разветвление, с аккумуляторной батареей и выключателем зажигания.

Каждая отдельная фаза от концов обмоток статора, обмотки которой соединены «звездой», присоединены к блоку кремниевых диодов выпрямителя, где каждая фаза соединена  между двумя диодами с разной полярностью.

IMG_3342

рис. 3

По схеме автомобильного генератора переменного тока и его принципу работы в общем то все должно быть понятно.   Пояснение для этой схемы дано на основании прочитанной технической литературы и законспектированных материалов.  Более подробно описывать содержание, допустим, принципа работы блока выпрямителя, — это получится в целом не тема, а что-то иное.

Неисправности генератора

На двух фотоснимках (фото 1)  показаны щетки и реле-регулятор генератора.

267a8150606238592db5a51e2cba06d5[1]t_default_300[1]

фото 1

Причин неисправности автомобильного генератора можно назвать несколько, это:

  • износ щеток;
  • перегорание обмотки возбуждения ротора;
  • перегорание одной из обмоток статора;
  • межвитковое замыкание в любой из обмоток (ротора, статора);
  • разрыв в месте соединения провода (обмотки возбуждения) с контактным кольцом

и прочие неисправности, допустим, износ подшипников.

На этом пока все.  Следите за рубрикой.